Полезно знать        27 декабря 2019        36         0

Гимнастика после сна, бодрящая гимнастика в детском саду

Бодрящая гимнастика после сна в детском саду помогает малышам скорее проснуться, улучшает их психологический настрой, эмоциональный фон. В арсенале воспитателей дошкольных учреждений есть несколько упражнений, решающих разные задачи. Корригирующая гимнастика после сна применяется для исправления осанки, предупреждения искривлений позвоночника. Упражнения на массажном коврике – для профилактики уплощения стоп.

Цели и задачи гимнастики после сна

Цель гимнастических упражнений – обеспечение постепенного перехода от отдыха к бодрствованию. Для детей младшей группы это особенно актуально: пробуждение им дается труднее, дольше проходит адаптация к деятельности.

Задачи гимнастики после дневного сна:

  • укрепить мышцы;
  • предупредить простуду, ОРВИ;
  • поднять внутренний настрой;
  • укрепить легкие, сердце;
  • противостоять развитию плоскостопия, искривления позвоночника, расстройств опорно-двигательного аппарата;
  • воспитать привычку разминаться после сна.

Комплексы составляют так, чтобы задействовать все важные системы организма: сердечно-сосудистую, легочную, иммунную. Упражнения в игровой форме предупреждают раздражительность и тревожность, возникающие при пробуждении, обеспечивают комфортные условия внутри групп.

Зарядка после сна в детском саду рекомендуется для всех возрастов. Для детей первой, второй младших групп – в виде игр, с короткими потешками, стихами. Для средней и старшей группы – более продолжительные комплексы, ролевые и сюжетные игры.

Гимнасти ка в детском саду

Дети любят вставать под негромкую просыпательную музыку. Затем – забавные упражнения лежа (веселые потягушки, хлопанья, «пальчики»). После переходят к активным занятиям стоя (ходьба, прыжки, бег, приседания). При постоянном выполнении корректируется осанка, укрепляются мышцы.

В бодрящую гимнастику после сна для подготовительной группы детского сада входят дыхательные тренировки. Занятия укрепляют легкие, развивают артикуляционный аппарат. Дети быстрее начинают произносить «чистые» звуки.

Виды гимнастики

Существует несколько классификаций.

Физкультминутки – небольшие перерывы во время учебных занятий, короткие «передышки» в течение всего дня. По продолжительности и набору упражнений различают:

  • комплексы (упражнения, направленные на работу разных групп мышц);
  • физкультурные паузы (6-8 общеразвивающих упражнений в течение 5-10 минут);
  • мини-паузы («потянуться», «встряхнуться», «потрясти ручками»; занимают от 20 секунд до 1 минуты).

По влиянию на организм ребенка:

  • общеразвивающие;
  • для плечевого пояса, верхней части тела;
  • для пальцев и рук;
  • зрительная гимнастика;
  • для повышения активности (после сна, в перерывах между монотонными занятиями);
  • корректирующие осанку;
  • для предупреждения плоскостопия;
  • дыхательные.

Отдельно выделяют самомассаж, релаксационный тренаж (развитие умения расслабляться, снимать напряжение).

Детская гимнастика

Комплекс гимнастики после дневного отдыха повышает у детей умственную и физическую активность. Организму легче подготовиться к восприятию психологических нагрузок.

Типы упражнений:

  • потягивания тела;
  • прыжки;
  • приседания;
  • махи ногами и руками;
  • легкие для исполнения элементы йоги;
  • разминка на тренажерах (гимнастические мячи, массажные коврики);
  • занятия для восстановления мелкой моторики (разминка пальчиков, кистей рук).

В комплексы рекомендуется также включать дыхательные упражнения, закаливающие мероприятия.

Упражнения в кроватках

Зарядка после сна занимает по времени 5-10 минут, не больше. Начинается она с занятий в кроватях.

Картотека упражнений:

  1. Потягивания. Лежа на спине, дети поднимают попеременно руки и опускают на постель за голову. Выполнять с закрытыми глазами. Вариант – потягиваться руками и ногами вместе. Сделать 4-5 подходов.
  2. Самомассаж рук. В положении со скрещенными ногами, «мыть» ручки, тереть сильно ладошки, сжимать-разжимать пальчики. Должно появиться чувство тепла.
  3. «Пляска». Лежа, завести руки за затылок, поднять одновременно ноги вверх. Разводить руки-ноги в стороны. Повторить 3-4 раза.
  4. «Рыбка». Упражнение выполняют лежа на животе. Поднимают голову, плечи отводятся назад. После приподнимаются ноги и вытянутые вперед руки. Задерживаются в одном положение на 2-3 секунды и расслабляются. Повторить 2-3 раза.

Если вдруг малыш отказывается заниматься гимнастикой, ругать и заставлять его нельзя. Лучше узнать причину недовольства и уговорить (без принуждения) продолжить занятия. Не хочет – пусть наблюдает за другими детками. Потом у него появится желание повторять веселую зарядку вместе со всеми.

Гимнастика после дневного отдыха в дошкольном учреждении

Занятия ведут под музыку. Воспитатель или сами ребята читают стихи, потешки.

Разминка проходит в хорошо проветриваемых комнатах с температурой не ниже +16-+18°C. Действия воспитателей дошкольных учреждений должно полностью соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Руководители следят за порядком в группе и не допускают травм детей.

Варианты упражнений:

  • «Велосипед». Дети лежат на спине и крутят педали импровизированного велосипеда, сопровождая действие соответствующими звуками «ж-ж-ж» (4-5 раз).
  • «Котенок». Приняв позу отдыхающей кошки, ребята мурлыкают, потом встают на колени и выгибают спину. Одновременно произносят «ш-ш-ш». Выполнять 5 раз.
  • «Рычание». Малыши делают вдох, выдыхают и начинают рычать. Скалят зубы, сгибают напряженные пальцы, как когти.
  • «Чебурашка». Воспитанники сидят «по-турецки» и «лепят» уши Чебурашке. Поглаживают свои ушные раковины, похлопывают, прижимают, как будто приклеивают на них глину, чтобы уши не отвалились. Повторяют – 4-5 раз.

Зарядка после сна

Ребята спят в одежде по сезону: если на улице лето, то майка и трусы, если зима, то пижамы. В таком же виде и занимаются. При использовании ковриков во время упражнений стоит надеть носки.

Дети не должны перенапрягаться. Расслабление во время разминки более длительное, чем напряжение.

Массажные дорожки

Опорно-двигательный аппарат у детей развит слабо. Любые отклонения от нормы в раннем возрасте повлекут за собой осложнения в будущем. Распространенное нарушение – плоскостопие.

Массажные дорожки («дорожки здоровья») – это коврики, состоящие из разнообразных материалов и секций. Разные текстуры массируют стопы, создавая различное давление на точки. Ходьба по таким коврикам влияет на двигательный аппарат малышей, здоровье ног и на нервную систему.

Массажные дорожки могут включать десятки типов рифленых поверхностей, которые отличаются степенью воздействия и оздоровительным эффектом на стопы.

Типы:

  • мягкие;
  • жесткие;
  • волнистые;
  • с шипами;
  • ребристые.

Коврики делают из:

  • бамбуковых палочек, сочетаний круглых и плоских, больших и маленьких;
  • бусинок разных размеров и форм;
  • льняных завитков, узелков, жгутов (грубый лен хорошо улучшает кровообращение в ногах);
  • разноцветных и прозрачных камешков, имитирующих берег моря.

Популярные и недорогие массажные дорожки из пластика, имитирующего различные текстуры и поверхности. Они состоят из отдельных элементов, которые можно соединять по своему усмотрению.

Самодельные дорожки делают из:

  • пуговиц;
  • жестких губок;
  • грубых шнуров;
  • карандашей;
  • пластиковых крышек.

Материалы пришивают к жесткой поверхности. Иногда нашивают кармашки, в которые насыпают песок, фасоль, косточки от фруктов и другие наполнители.

Массажная дорожка

Располагают дорожки в игровой зоне. Упражнения, которые выполняют малыши:

  • «Ласточка». Стоя на левой ноге и разведя руки по сторонам, поднимают правую ногу и отводят назад. Повторяют с другой ногой.
  • «Медвежья прогулка». Дети двигаются на руках и ногах, подняв высоко таз. Имитируется движение медведя.
  • «Незнайка». Поднимать плечи и вставать на носочки одновременно. Становиться на стопу, опуская плечи.
  • «Змейка» («Паровозик»). Дети идут друг за другом.

Малыши двигаются по дорожкам на носочках, пятках, обычным способом, могут бегать, прыгать или ползать. Благодаря различной постановке ног, мышцы получают полную нагрузку.

Когда дети ходят в колонне, они учатся сдержанности: стараются не толкать друг друга, вести себя спокойно, дружелюбно. Повышает интерес к упражнениям использование словесных игр-сопровождений.

О пользе зарядки в детском возрасте

Физическое воспитание ребенка должно осуществляться комплексно, семьей и дошкольным учреждением. Обычная зарядка – это хорошая привычка. Делать ее нужно не только в саду, но и дома.

Польза физических нагрузок в детском возрасте:

  • укрепляют сердце;
  • улучшают выносливость организма;
  • обучают преодолевать трудности;
  • развивают мышление, память и речь;
  • воспитывают организованность, собранность.

Благодаря тренировкам, мышцы живота укрепляются, улучшается пищеварение. Ребенок лучше спит, если в течение дня получает достаточно нагрузок.

Зарядка полезна деткам, которые часто болеют бронхитами или мучаются от аллергии. Комплексы упражнений укрепляют легкие, благодаря чему организм становится менее восприимчив к заболеваниям дыхательной системы.

При использовании музыки дошкольники учатся чувствовать ритм. Танцевальные упражнения повышают эмоциональный фон, раскрывают творческие способности.

Распределение нагрузки

Гимнастика и физические упражнения полезны для здоровья. Но комплексы должны составляться с учетом особенностей детского возраста. Излишняя нагрузка больше навредит, чем принесет пользу неокрепшему молодому организму.

Утро – самый активный период. Используют динамические упражнения: бег, подвижные игры на улице и в помещении. Интенсивность проведения занятий зависит от возраста и здоровья ребят. Чем сильнее и выносливее дети, тем больше дают нагрузку. Для первой, второй младшей группы интенсивность упражнений, длительность комплексов меньше.

В послеобеденное время лучше использовать спокойные игры. Для разминки после сна подбирают короткие по времени упражнения, менее активные, чем в дообеденное время.

Правильно составленный комплекс гимнастики после дневного сна повышает уровень двигательной активности ребенка, улучшает сопротивляемость организма стрессам и болезням. Дети становятся более устойчивыми к отрицательным эмоциям. Упражнения предупреждают нарушения осанки, плоскостопие.

Оцените статью!
[Всего голосов: 0 Средний рейтинг: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя сообщение, Вы подтверждаете своё согласие на сбор и обработку Ваших персональных данных.
Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение.